Леонид Павлов - "Правда о Ксении блаженной"
Философ Василий Розанов, пускай и был он кромешный богоборец и ересиарх, однажды
высказался примерно так: в горе, в страдании, в болезни человеку становится
не нужен Аристотель, Сократ, Конфуций - не помогают. Единственное место на
всем белом свете, куда он может пойти, такой вот заплаканный, поглупевший
от горя, истерзанный - это церковь. И действительно: когда заболела его жена,
"друг", как любовно он всегда называл её, и не помогли самые лучшие,
самые дорогие доктора, он пошел в церковь отмаливать её перед Богом - и отмолил.
А сам, хотя и упорствовал в своих заблуждениях чуть не до предсмертного мига,
в последний час исповедовался, причастился и умер, по свидетельству очевидцев,
"непрерывно вознося осанну Христу".
Обычная история для нашего безбожного времени. Крещеный только
из упрямства бабушки Елизаветы, приведшей меня "за ручку" в храм,
тайком от родителей, от "общественности" - в церковь похаживал,
крестик на длинной тесемочке, чтобы не заметно было, понашивал, евангелие
почитывал.... С церковной литературой знаком почти не был, да и трудно было
тогда её раздобыть, но, в то же время, диссидентские "списки" регулярно
попадали мне в руки, и я их с жадностью проглатывал, объемистый роман за одну
ночь - теперь даже трудно себе представить. Было бы горячее желание, нашел
бы для тайного чтения другие книги. Но его не было.
Так продолжалось до тех пор, пока гром не грянул - тяжкая болезнь,
тяжелая операция. Вот тогда-то я и проснулся по-настоящему, вот тогда и научился
молиться, как подобает и всерьез. Много позже, читая того же Розанова, я поразился
мудрой простоте его мысли: "никому не нужен, кроме Бога". Разрезав
меня на операционном столе, врачи и зашили внутренности простыми шелковыми
нитками - чего тратить импортный, дефицитный материал, все равно не жилец.
Об этом "сюрпризе" я узнал много позже, несмотря на то, что ещё
не раз попадал во все те же самые больничные стены, потому что становилось
всё хуже и хуже. Ох, дорого обошлись мне эти ниточки. Но я молился, молился
непрестанно, и приходя в себя в реанимации, и потом, корчась на больничной
койке, причем молился не за себя (грех признаться, надоела тогда такая вот
жизнь, состоявшая из болей и слабостей), а вообще, обращаясь к Богу, потом
что больше не к кому. А за меня молился самый близкий мне человек. И - помогло.
"Просите, и будет вам".
Постепенно всё как-то наладилось, я даже нашел работу и справлялся
с ней не хуже других. Место моей работы находилось невдалеке от Владимирской
площади, а это родные места, я и родился в старинном зданьице, притулившемся
к ограде Владимирской церкви, в нём раньше был роддом. Церковь эта с раннего
детства смотрелось мне чудом, стройная, нарядная, праздничная, светлое виденье
средь грязных доходных домов, рынка, ломбарда. А теперь её открыли, повыбрасывав
предварительно какие-то дурацкие машины, вычистив давнишнюю грязь и копоть,
и я приспособился в неё ходить. Никогда не забуду первого посещения. Поднявшись
вверх по лестнице, заставленной строительными приспособлениями, я медленно
двинулся к алтарю, озираясь, как любопытный турист - остановился, как вкопанный.
В правом простенке висела большая картина (не иконой она вначале определилась
в сознании, а именно "картиной"). На картине был изображен старинный
петербуржский пейзаж, булыжная мостовая, а в самом центре - неказистая маленькая
женщина, голова подвязана платочком. Она стояла и смотрела на меня - с укоризною,
с печалью, с любовью... Никак не пойму, как это все удалось художнику. Он,
наверное, тоже рисовал - с любовью. Я сразу узнал её, хотя раньше не видел
никаких репродукций, икон, портретов с её изображением. Это была Ксения блаженная,
босоножка, чудотворица, святая.
Это сейчас о нашей (нашей - потому что местной, ленинградской,
петербуржской) святой можно прочитать и узнать всё, или почти всё - о её жизни,
подвижничестве, о чудесах, что она вершила и вершит по сей день. А раньше...
В детстве попалась мне, помню, в руки книжка. На обложке цвета общепитовского
киселя был изображен управляемый космический аппарат, покосившаяся часовенка,
и черными, почему-то кривыми буквами, было написано: "Правда о Ксении
блаженной". Вполне обычная для конца 60-ых годов "документальная
повесть", написанная инвалидом умственного труда по заказу точно таких
же, как он сам, вышестоящих товарищей. Стиль изложения был вялый, и этим очень
отличался от стиля многих других борцов идеологического фронта, писавших антирелигиозные
памфлеты яростно, неистово, и даже как бы находясь в горячке... Нет, не тянул
автор на Ф.Ницше, никак не тянул. Пафоса хватило только на то, чтобы в самом
конце упомянуть о космических кораблях, бороздящих просторы и намекнуть на
то, что религиозный дурман, стелющийся над бедной часовенкой на заброшенном
кладбище, мешает им взлететь еще выше. Было, правда, и нечто новаторское,
необычное, что-то вроде упрека властям за недостаточную активность в борьбе
за неокрепшие души подрастающего поколения, не могут, мол, поставить крепкого
заслона вокруг опасного объекта (писателю, видно мерещились колючая проволока
и вышки с пулеметами).
С тех пор я всегда, иногда подолгу, иногда на несколько минут,
задерживался возле этой иконы. Она походила на дверь в иной Петербург. В нём
не было машин и троллейбусов, пестрых ларьков и пьяной паперти, не было толпы,
разогретой импортным спиртом и доморощенной порнографией, пьяной не столько
от алкоголя, сколько от созерцания лежалого заморского барахла в витринах,
не было голодных стариков и детей, ворующих гнилые абрикосы с лотков. Почему
там так пусто? Что там? Я так ничего и не узнал. Но Ксения стояла на пороге
нашего мира и смотрела на нас, суетящихся и вертлявых, и видела каждую душу
насквозь, потому что времени для нее не существовало. Она - святая. Разговаривая
с ней, я иногда каялся, иногда просил прощения за что-то, но никогда не вымаливал
благ. Что толку просить, когда ответ уже есть: "Что просишь? Иди, очистись
от грехов, исправь, что натворил - потом приходи, и получишь всё". И
всегда я уходил с легким сердцем, но - вот парадоксальный закон нашего вывихнутого
времени - чем светлее на душе, тем жестче и непригляднее становятся жизненные
обстоятельства. Так что, только держись.
Тогда же случилось несчастье. Племяннику, десятилетнему тогда
мальчишке, брызнул каким-то образом в лицо горящий парафин и буквально выжег
зрачок. Сестра плакала в трубку: "Врачи сказали, что глаз видеть не будет".
Ну что тут поделаешь? Вечером следующего дня я был во Владимирской. Богослужение
ещё не началось, и я, поставив свечи перед алтарем и пред образом Божией Матери,
поспешил к Ксении блаженной. Храм только что открылся, и народу подле неё
ещё не было. Я зажег свечу и помолившись, как следует, поднял голову. Она
глядела, как всегда печально и ласково, и я тут же понял, что она уже всё
знает, как знала всегда, но всё же, не вслух, про себя, взмолился: "Ксеньюшка,
голубушка, заступница наша, Господа ради, помоги ему! Он маленький ещё, никаких
грехов на нём нет, не успел еще нагрешить".
На следующий день позвонила сестра, и голос у неё дрожал: "Представляешь,
парафин от зрачка сам отвалился, а под ним глаз здоровый, совершенно здоровый!
В клинике говорят, что это чудо, просто чудо какое-то!"
Да, это было чудо, одно из бесчисленных чудес, которые совершила
святая Ксения блаженная. Она среди нас, она делает то, чего мы никогда не
умели: ходит перед Богом. Просите у неё, но только не для себя, а для того,
кому это очень нужно - и чудеса никогда не прекратятся. Пока наша святая с
нами, есть надежда на то, что и Бог нас не оставит.
|