Эмилия Кундышева - "О чем ты плачешь, Андрей Федорович?"
Повествование о блаженной Ксении Петербургской
С давних пор встречались на Руси странные люди. Одетые в лохмотья,
едва прикрывавшие тело от ветра и дождя, жили они лишь подаянием. Одни из них
скитались по белу свету из селения в селение, из города в город. Иные жили всегда
на одном месте; не жили — ютились где-нибудь под мостом или в укромном уголке
на задворках... О чём-то плакали, о чём-то молились... И вели эти безумные на
вид люди странные речи. Но речи эти, дивился народ, часто оказывались пророческими.
Имели эти люди особый дар — видеть насквозь каждого человека и знать, что с
ним случится в будущем. А иногда они предсказывали даже судьбу страны. Народ
называл таких людей юродивыми, или блаженными. И было их немало.
Такой юродивый изображён на картине Василия Сурикова “Боярыня
Морозова”. Жалкий убогий человек, сидит он перед толпой прямо на снегу в рваной
холщовой рубахе. На шее — тяжёлые вериги и крест, рядом на снегу чашка с милостыней.
При этом, подняв правую руку, он, как самый главный в толпе, благословляет увозимую
в ссылку боярыню. Кстати, позировал Сурикову для этой картины настоящий юродивый,
которого художник увидел на толкучке.
Странный, говорящий порою смелые речи человек вызывал к себе
невольное уважение: даже царям приходилось выслушивать их суждения и поучения.
Стоит только вспомнить жалобно просящего копеечку юродивого Николушку из пушкинского
“Бориса Годунова”. Борис увидел его в толпе и попросил за себя помолиться. А
Николка в глаза ему безбоязненно сказал: “Нельзя молиться за царя-ирода!”
Об иных юродивых рассказывают истории и вовсе чудесные, ибо
не только обличали они зло, не только защищали добро и предсказывали будущее,
но и творили чудеса.
Рассказывают, что однажды корабль, на котором плыли в Москву
персидские купцы, попал в жестокий шторм, разразившийся над Каспийским морем.
И вдруг на корме появился невесть откуда взявшийся, прежде никогда не виденный
человек и показал рулевому, куда надо держать путь. Кораблю удалось благополучно
войти в устье Волги, а когда купцы достигли Москвы, то в юродивом, сидевшем
на площади, — звали его Василием Блаженным — узнали они своего таинственного
спасителя. Как мог московский юродивый оказаться за тридевять земель на персидском
судне? Невероятно! Но легенда гласит, что так оно и было...
Народ никогда не обижал беззащитных юродивых, наоборот — почитал
их, считая, что дар ясновидения дан им от Бога за то, что живут они согласно
учению Иисуса Христа из священной книги Библии: “Иисус сказал ученикам своим:
если кто хочет идти за мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за
мной”. “Отвергнись себя и возьми крест свой” — это значит: откажись от родного
дома, от богатства, тёплой одежды, от вкусной пищи и даже от нормального поведения.
“Следуй за мной” — это значит: посвяти жизнь свою Богу, молясь перед ним за
себя и за всех людей.
Не всегда юродивыми становились по собственной воле, сознательно
обрекая себя на этот высокий духовный подвиг. Случалось и так, что постигала
человека какая-то беда, страшное потрясение переживал он — и в одночасье ломалась
жизнь, менялась судьба. И человек, прежде ничем не отличавшийся, обыкновенный,
становился вдруг юродивым.
Именно так произошло с Ксенией Петербургской.
* * *
Петербургской её назвали потому, что она жила в Санкт-Петербурге
на Петербургской (ныне Петроградской) стороне, когда здесь была бедная окраина
города: немощёные улицы и дощатые заборы; лужи, в которых плавали утки; канавы,
заросшие болотной травой; одноэтажные, окружённые кустами акаций деревянные
домики, где жили бедные чиновники и военные; крошечные лавчонки, торговавшие
чаем, пряниками, ситцами. И была здесь странная улочка. Забредал сюда какой-нибудь
прохожий и с удивлением узнавал, что называется она “Андрей Петрович”. На вопрос,
откуда взялось такое странное название, местные жители рассказывали ему удивительную
историю.
Когда-то, ещё при императрице Елизавете Петровне, на этой улице
в небольшом доме жили муж и жена — Андрей Фёдорович и Ксения Григорьевна Петровы.
Андрей Фёдорович был военным в чине полковника и пел при дворе в церковном хоре.
Они очень любили друг друга и жили душа в душу.
Казалось, ничто не предвещало беды. И не было ещё у Ксении
Григорьевны пророческого дара, чтобы предвидеть и предотвратить её. И беда пришла:
Андрей Фёдорович скоропостижно скончался. Так внезапно, что не успел исповедаться
и причаститься. И это больше всего терзало молодую двадцатишестилетнюю вдову.
Ведь умереть без христианского приготовления к смерти — значит обречь свою душу
на вечные муки.
И тогда, чтобы спасти душу любимого мужа, решила Ксения Григорьевна
принести в жертву Богу не только земные богатства, которые имела, не только
отречься от звания своего, но и отдать самое ценное, чем может обладать человек,
— собственный разум.
С этой минуты Ксения как будто лишилась рассудка: когда мужа
повезли на кладбище, она надела на себя его военную одежду — камзол, штаны,
картуз — и в таком виде, к удивлению всех родственников, провожала гроб до могилы.
Мало того, с тех пор она больше не откликалась на своё имя, а просила называть
себя именем мужа: Андрей Фёдорович. Если кто-нибудь обращался к ней по имени,
она отвечала печально: “Оставьте вы Ксению! Что она вам сделала? Похоронила
я её, а Андрей Фёдорович весь тут”. Такое бывает нередко — случается с кем-то
из близких беда, и невольно думаешь: “Лучше бы не с ним, а со мной!” Так и Ксения
— странным мужским нарядом, новым именем своим она словно бы утверждала: беда
случилась именно с ней; это её, Ксению, схоронили, а муж — он жив и будет жить.
Но на этом странности Ксении не закончились: сразу же после
похорон она всё своё имущество раздала бедным, а дом мужа, в котором была когда-то
так счастлива, подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой, попросив
её пускать в него даром бездомных нищих. Родные Ксении не хотели, чтобы она
осталась без крова, и обратились к начальству Андрея Фёдоровича; мол, несчастная
от горя лишилась ума, сама не понимает, что творит. Но после долгих разговоров
с Ксенией люди поняли, что не от слабого ума были её поступки — от доброго сердца
и великой любви не только к мужу, но и ко всем людям.
В память о Ксении, об имени, которым назвала она себя по смерти
мужа, и получила — хоть и не совсем точно — своё имя улица “Андрей Петрович”.
Проходили годы... Сменялись поколения... В прошлом веке появились на Петербургской
стороне каменные дома, а улица эта получила новое, по сей день сохранившееся
название —Лахтинская.
Ну а что же Ксения?
Все дни, с утра до вечера, бродила она по городу — босая, в
мужской одежде; в руке палка, за плечами котомка, сама высокая, худая, глаза
большие, светлые. Когда одежда превратилась в лохмотья, Ксения стала ходить
в красной кофте и зелёной юбке или наоборот — в зелёной кофте и красной юбке,
но обязательно этих цветов, цветов мужнина мундира. А лоскутки, оставшиеся от
его одежды, прятала на груди. Зимой она носила на босу ногу рваные башмаки,
а голову повязывала простым белым платком. Все жалели Ксению — когда-то счастливую,
а теперь от горя безумную, нищую, — говорили с ней ласково, угощали её, подавали
милостыню. Но она брала лишь “царя на коне” — копейку, на которой отчеканен
был Георгий Победоносец, поражающий дракона. Да и эту копейку тут же отдавала
какому-нибудь нищему. Все обиды и печали сносила Блаженная Ксения безропотно,
и лишь однажды, когда стала она уже почитаться окрестными жителями за святого
человека, угодницу Божью, пришлось обитателям Петербургской стороны увидеть
её в страшном гневе. Ватага мальчишек, которые испокон веков любят дразнить
слабых и беззащитных, не ограничиваясь словами, принялась швырять в юродивую
комья грязи и камни. И тогда — единственный раз в жизни — смиренная угодница,
подняв свою палку-посох, сама набросилась на обидчиков, тут же обратившихся
в бегство. Испугались не только мальчишки, но и их родители — издревле на Руси
смертным грехом почиталось обидеть юродивого. Что сказали они своим детям, какой
суд и расправу над ними учинили — неизвестно, только с той поры блаженную больше
никто никогда не обижал...
Чаще всего бродила Ксения по Петербургской стороне — то заглянет
к знакомым, то зайдёт на Сытный рынок, то в церковь апостола Матфея, которой
сейчас уже нет; а на ночь куда-то исчезала. В конце концов горожане решили разузнать,
где же ночует юродивая. Удалось выяснить, что уходила она на ночь за город,
в поле, и там до рассвета молилась... Только изредка Ксения оставалась ночевать
в доме — и то лишь у близких знакомых.
В то время на Смоленском кладбище шло строительство новой каменной
церкви — взамен старой, деревянной. Стены поднялись уже высоко, так что каменщикам
приходилось сперва поднимать кирпич на леса и только после этого продолжать
вести кладку. Строительство храма — дело богоугодное, и блаженная Ксения надумала
помочь строителям. По ночам носила она кирпичи и складывала на лесах. Поутру
приходили мастеровые — и понять не могли, как это происходит. Наконец решили
вызнать, кто же этот незримый помощник. Вот тогда-то и стало всем известно,
что тяжкий этот труд исполняла известная всей округе юродивая Ксения.
Мало-помалу горожане стали понимать, что Ксения не обычная
нищенка, каких много было тогда в Петербурге, а особенная. Где ни побывает она,
туда потом приходит удача.
Купцы подметили — если Ксения зайдёт к кому из них в лавку
и угостится пряником, сразу же лавка начинает отлично торговать. Подвезёт кто-нибудь
из извозчиков Ксению хоть на несколько шагов — и целый день после этого ему
попадаются богатые седоки. Поэтому они наперебой зазывали к себе Ксению — и
доброе дело совершить, и удачу залучить. Матери замечали: покачает Ксения ребёнка,
приласкает больного младенца, тотчас плачущий успокоится, а больной вскоре выздоровеет.
Вот почему, когда Ксения проходила мимо домов, двери распахивались и хозяева
как долгожданную гостью приглашали её зайти. Но главное, вот на что обратили
люди внимание: своими странными речами Ксения предсказывала людям, что с ними
произойдёт, и указывала при этом, как им надо поступать.
Как-то раз шла Ксения к Параскеве Антоновой — той самой, которой
дом подарила. Антонова была женщиной одинокой, не дал ей Бог ни мужа, ни детей.
В то утро сидела она у себя в горнице, занимаясь рукоделием. Как всегда, не
снимая с плеч котомки, Ксения быстро сказала с порога:
— Вот ты сидишь, чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына
посылает. Иди скорей на Смоленское кладбище.
Не близок путь с Петербургской стороны до реки Смоленки. Однако
Антонова бросила все домашние дела и отправилась на кладбище. Шла, шла и только
завернула на Камскую улицу, что ведёт на Смоленское кладбище, как прямо перед
ней извозчик сбил беременную женщину. Несчастная прямо на улице разрешилась
от бремени и тут же скончалась. Антонова взяла новорождённого на руки и с ним
вместе вернулась домой.
Отца ребёнка найти так и не удалось. Антонова сама вырастила
мальчика, воспитала, и он всю жизнь почитал её как родную мать.
А однажды Ксения весь день ходила по городу — то к прохожим
подойдёт, то к знакомым заглянет, то в церковь... И всё повторяет:
— Пеките блины! Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!
— Что это нынче с Ксенией? — удивлялись люди. — При чём тут
блины?! До масленицы вроде ещё далеко...
А на следующий день, 25 декабря 1761 года, умерла императрица
Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. Ещё накануне велела она архитектору
Растрелли настлать в ее новом Зимнем дворце паркет покрасивее, отделать спальню
золотом, но вдруг — скончалась. И, как положено по обычаю в таких случаях, люди
на поминках варили кисель и пекли блины. А несколько лет спустя, уже в царствование
императрицы Екатерины. Великой, блаженная Ксения несколько дней подряд просидела
на церковной паперти — и всё плакала, плакала...
— О чём ты плачешь, Андрей Фёдорович? — спрашивали её.
— Там кровь, кровь... реки, каналы кровью текут, — горестно
плакала Ксения.
А вскоре стало известно, что в Шлиссельбургской крепости на
острове Орешек, в том месте, где берёт начало Нева, убили законного наследника
престола, молодого Иоанна Антоновича, так и не успевшего увидеть за свою жизнь
ничего, кроме каменных стен своей темницы.
В другой раз Ксения подошла на улице к незнакомой женщине,
подала той медный пятак с изображением всадника и сказала:
— Возьми пятак, тут царь на коне. Потухнет. Женщина приняла
монету и, не понимая, что означают странные слова нищей, направилась домой.
И только завернула на свою улицу, как издали увидела, что на крыше её дома вспыхнуло
пламя. Вокруг дома собрался народ — кто кричит, кто крестится, кто в окно уж
полез вещи вытаскивать. Испуганная женщина с зажатым в кулаке пятаком побежала
к дому, и только к нему приблизилась, как пламя, к удивлению всей толпы, вмиг
исчезло.
Говорили, что Ксения насквозь видела людей, читала все их мысли.
Зашла она как-то раз к купчихе Гайдуковой. Та усадила гостью за стол, принялась
угощать. Когда Ксения собралась уже уходить, Гайдукова давай извиняться за угощение:
— Уж ты прости меня, Андрей Фёдорович, нечем тебя угостить
больше. Ничегошеньки сегодня не готовила.
— Да спасибо, спасибо тебе, матушка, за твоё угощение, — отвечала
Ксения, — только лукавить зачем? Ведь побоялась ты мне дать уточки...
Стыдно стало хозяйке — ведь и вправду стушила она утку и приберегла
её в печи для отсутствующего грозного мужа.
Ещё очень и очень многое рассказывают о Ксении, её чудесах
и пророчествах — ведь жила она после смерти мужа целых сорок пять лет. Когда
превратилась она из счастливой жены Ксении в полубезумного “Андрея Фёдоровича”,
ей исполнилось двадцать шесть, а скончалась она на семьдесят втором году жизни.
Могила Ксении Петербургской находится на Смоленском кладбище
— том самом, где некогда помогала она по ночам строить церковь в честь иконы
Смоленской Божией Матери. Надпись, высеченная на могильной плите, заканчивается
словами: “Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения своей души. Аминь”.
И слова эти оказались пророческими.
Через некоторое время на Смоленское кладбище стало стекаться
множество людей — помолиться, попросить утешения и исцеления.
* * *
И после смерти Ксении Петербургской не прекратились чудеса,
по-прежнему оставалась она помощницей человеческой в бедах и болезнях. Люди
верят: если прийти на могилу Ксении помолиться, попросить мысленно о помощи
— блаженная обязательно на просьбу откликнется.
Верующие так объясняют это: люди умершие и люди живущие составляют
между собой как бы одну семью и помогают друг другу; живущие поминают в своих
молитвах усопших, умершие молятся перед Богом за всех живущих на Земле.
Многие уносили с собой горсть земли с могилы Ксении — так что
вскоре весь холм оказался разобранным. Насыпали новый — и его постигла та же
судьба. Положили на могилу мраморную плиту — и ту растащили, откалывая от неё
по кусочку; паломники уносили с собой осколки во все концы России...
В особой книге, что хранилась в Смоленской церкви, было описано
множество случаев чудесного исцеления. Была в их числе и такая история.
“У одного капитана был болен сын, и никто не надеялся, что
он выздоровеет. Доктора отказывались его лечить. Но вот капитану посоветовали
взять с могилы Ксении земли, всыпать в стакан и дать выпить. Сделали так, и
сын выздоровел”.
А вот рассказ одной женщины. Её пятилетняя дочь Анечка тяжело
заболела скарлатиной — болезнью, в те времена с трудом поддававшейся лечению.
Врач уже вынужден был признаться, что все его старания бесполезны — ребёнок
обречён. Родители отчаялись... И вдруг к вечеру Анечка приподнялась в кроватке
и разулыбалась. Ей не просто стало легче — дело явно и быстро пошло на поправку.
Радости и изумлению родителей не было предела. Но что же случилось? Этого никто
не мог понять, пока старая няня Анечки не призналась, что побывала днём на могиле
Ксении и там, плача, молилась, прося святую угодницу спасти невинного ребёнка...
Но не только об исцелениях просили Ксению. Обращались к ней
верующие — чаще всего женщины — с самыми разнообразными просьбами, молили о
помощи и заступничестве во множестве дел, из которых и складывается обычная
человеческая жизнь. А разве может быть что-нибудь важнее человеческой жизни,
счастья, благополучия? Меркнут перед этим самые грандиозные события, потому
что именно из человеческих жизней, судеб, самых простых, обыденных дел и складывается
история нашего мира...
* * *
В середине прошлого века над могилой блаженной Ксении поставили
маленькую каменную часовенку, а в начале века нынешнего — воздвигли новую, больше
и наряднее. И приходили в этот дом молитвы не только жители Санкт-Петербурга.
Верующие всей России съезжались сюда.
Однажды приехала в столицу женщина, чтобы разыскать своего
мужа, который сбежал, прихватив все её сбережения. Куда только ни обращалась
она — никто не мог помочь. Тогда по чьему-то совету она отправилась на Смоленское
кладбище и помолилась на могиле Ксении. На следующее же утро в полиции ей сообщили,
что муж найден и привлечён к суду.
Многим добрым людям, приезжавшим в Санкт-Петербург с надеждой
или в отчаянии, приходила на помощь Ксения.
Была среди них одна помещица, мечтавшая определить сыновей
в кадетский корпус. Оба успешно сдали экзамены, но в списках принятых не оказались.
Кто-то посоветовал матери сходить на могилу Ксении, попросить о помощи. Женщина
так и сделала, а вернувшись домой, нашла письмо, уведомлявшее, что сыновья её
в корпус всё-таки приняты.
А потом верующим стала являться и сама Ксения — в образе старой,
бедно одетой женщины с посохом в руке. Она давала людям разные советы и тут
же исчезала.
Однажды она явилась перед человеком, сильно пьющим, и строго
приказала:
— Брось пить! Слёзы матери и жены твоей затопили могилу мою!
С тех пор не брал человек в рот ни капли вина.
В другой раз Ксения явилась женщине, чей муж был безнадёжно
болен и уже умирал. И тогда женщина в последней надежде мысленно обратилась
к блаженной Ксении, умоляя спасти мужа.
Неожиданно перед ней предстала бедно одетая старушка.
— Слушай, голубка, — сказала она. — Не печалься! Больного надо
кормить каждые полчаса, всего понемножку, по две ложки. Ну там молока, чаю,
кашки...
— Да он уж третий день губ не разжимает! — плача, ответила
женщина.
— Ничего, ничего, ты попробуй, — посоветовала старушка и, сказав:
— Ну, прощай, мне пора, — вышла из комнаты.
Женщина даже не услышала, как скрипнули ворота. Она подбежала
к окну. Старушки-гостьи нигде не было видно. Женщина спросила у соседей — те
тоже не видели, чтобы кто-нибудь выходил из дома.
А больной тем временем открыл глаза и впервые за много дней
тихо попросил попить. Прошло немного времени, и силы мало-помалу стали возвращаться
к нему.
“Я просила Ксению о помощи, и она помогла”, — рассказывала
потом мужу женщина.
* * *
Канонизирует, или причисляет к лику святых, Церковь за праведную
жизнь и за чудеса, творимые при жизни и после смерти.
Первыми русскими святыми стали братья-князья Борис и Глеб,
убитые своим старшим братом Святополком, за что он получил прозвище Окаянный.
О краткой жизни братьев, об их мученической смерти рассказал мудрый летописец
Нестор. Через двести лет после своей гибели они стали являть миру чудеса: в
ночь перед Невской битвой, в 1240 году, русским воинам привиделись они плывущими
в ладье. “Брате Глебе, — слышен был голос Бориса, — вели грести, да помощем
сроднику нашему Александру”.
А первым из юродивых, которого Русская Православная Церковь
причислила к лику святых, был Прокопий - Устюжанин, который своими молитвами
отвёл от родного города страшную грозу. Впоследствии святыми были признаны Василий
Блаженный — его называли ещё Василием Нагим, Никола Псковский и многие другие.
С 6 по 9 июня 1988 года по всей России праздновалось тысячелетие
Крещения Руси. В честь этой даты Русская Православная Церковь канонизировала
ещё девять подвижников, девять праведников. Причисляя их к лику святых, Освященный
Поместный Собор Русской Православной Церкви повелел: объявить о них всему православному
миру, служить им особо во храмах, писать их иконы, составить жизнеописания,
праздновать день памяти каждого из них. Среди новых святых и великий князь Дмитрий
Донской, одержавший победу в Куликовской битве; и гениальный иконописец Андрей
Рублёв; и знаменитый монах-писатель Максим Грек... Среди них и скромная блаженная
Ксения Петербургская.
День её памяти отмечается 6 февраля.
Говорят, как и прежде, помогает она многим. Говорят, что покровительствует
она городу и, если нагрянет беда, защитит его. Говорят, будто и сегодня бродит
она по Санкт-Петербургу — старая, бедно одетая женщина, похожая на обычную пенсионерку
с палочкой. Иной раз она является доброму человеку и подаёт полезный совет,
в другой — предстаёт перед человеком дурным и стыдит его, а порой просто сидит
где-нибудь одиноко на скамейке в садике и о чём-то плачет. Подсядь к ней, поговори,
спроси, о чём она плачет...
|