Архимандрит Павел (Груздев) - «Блаженная Ксения, всегда дорогая…»
В конце войны и послевоенные годы стали открываться многие храмы и монастыри,
верующие вновь получили возможность приходить на поклон к дорогим святыням,
молиться у мощей преподобного Сергия Радонежского, блаженной Ксении Петербургской...
Но это продолжалось недолго. Уже в конце пятидесятых в очередной раз прозвучал
лозунг о борьбе с "опиумом для народа", и глава государства заявил
во всеуслышание, что покажет по телевизору "последнего попа". Именно
в эти годы началось священническое служение отца Павла. "Клеймо заключенного
долго ещё на мне будет", - повторял батюшка.
"А как Вы относитесь к Ленину?" начнут, бывало, задавать ему, настоятелю
храма в Верхне-Никульском, каверзные вопросы некоторые представители власти.
Отец Павел, крестясь на столб с электропроводами, отвечает: "Спасибо
Ленину, он свет дал". Часто, приехав с проверкой в Троицкий храм, начальство
с удивлением наблюдало вместо священника убогого старика, одетого в сатиновую
рубаху и такие же штаны с одной закатанной до колен штаниной, который вместо
того, чтобы с почтением и боязнью встретить официальных гостей, сновал мимо
них туда-сюда с полными вёдрами всяких нечистот — то туалет по своему обыкновению
чистит, то помои выносит... Один раз так и не дождались его — плюнули и уехали.
А что с дураком разговаривать?
"Если я юродствовать не буду, так меня опять посадят", — признался
как-то в разговоре батюшка.
Подвиг юродства считается в Церкви самым трудным — не оттого ли, что только
юродствующий может совершать такие поступки, которые не позволены никому?
Это было в начале 60-х годов на Смоленском кладбище г. Ленинграда у часовни
блаженной Ксении Петербургской. В то время святая блаженная Ксения ещё не
была канонизирована, но народ почитал ее. Часовня Ксении Петербургской, закрытая
сразу после революции, вновь бы ла открыта в послевоенные годы. Весь день
в часовню стояла очередь, и группами туда пропускали людей. На стене часовни
была ещё старинная мраморная доска с кратким житием блаженной Ксении. И вот
в 1961 году поступило распоряжение закрыть часовню. Поскольку народ посещал
гробницу большим непрерывным потоком, то сначала посещение часовни вместо
бывшего ежедневного ограничили воскресными днями. Затем в один из воскресных
дней часовня не открылась. Но народ подходил к закрытой часовне и молился.
Тогда организовали стационарный милицейский пост неподалеку от часовни, и
милиция патрулировала, отгоняя верующих от гробницы Ксении. Несмотря на это,
отец Павел решил отслужить панихиду на ее могиле.
"Блаженная Ксения, всегда дорогая,
Упокой, Господи, душу Твою.
В молитвах всегда я Тебя вспоминаю,
В стихе Тебе славу пою", -
писал отец Павел в своем стихотворении, посвященном памяти блаженной
Ксении Петербургской.
"Давно существует предание:
"За тех, кто поминает меня,
всегда у престола Господня
ответно молюся и я".
"Списано в Ленинграде в часовне на могиле Рабы Божией Ксении
в 1960 году", — читаем в дневниках отца Павла.
В Ленинград он приезжает часто, любит бывать на Смоленском кладбище. И вдруг
в один из приездов видит милицейский пост. Что делать? Отец Павел снял сапоги,
завязал их веревочкой, надел на шею на шнурке консервную банку, положил туда
пятак и стал служить панихиду. Один человек подошел, второй, собралась небольшая
группа, стали подпевать: "Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа! Слава Тебе, Боже..."
Милиция, конечно, увидела: засвистели, побежали.
"Я только закончил панихиду, — рассказывал отец Павел, — сапоги через
плечо и бежать. Один сапог спереди, другой сзади, консервная банка на шее
болтается, пятак гремит. Они мне на пятки наступают: "Стой, стой!"
Я к ним повернулся, вытаращил глаза и говорю: "Стою, стою," с одышкой.
Посмотрели на меня, посмотрели на пятак, махнули рукой и ушли. И я пошел дальше".
"Дай, Господи, в райских селениях
Вечную радость Тебе и покой.
О нас помолися, блаженная Ксения,
И встречи на небе с Тобой удостой."
|